×
ВНИМАНИЕ!
Изменение в действующем законодательстве РФ
Узнать подробности

Строительные СРО — инструмент, который надо совершенствовать

Если в западных странах становление института саморегулирования заняло несколько веков, то в России его развитие происходило стремительно: впервые СРО появились как понятие в середине 90-х гг. прошлого века (закон № 7-ФЗ от 1996 г. «О некоммерческих организациях»), а уже в 2007 г. вышел закон № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», и к 2012 г. мы имели обязательное саморегулирование в 10-ти сферах деятельности.

Введению саморегулирования в области строительства (2010г.) предшествовала отмена в этой сфере гослицензирования — и острая полемика в профильной среде относительно возможностей институтов лицензирования и саморегулирования продолжается до сих пор. Так, опрос читателей портала «Строительство.RU» к пятилетию создания строительных СРО показал: только 4,5% не видят необходимости в реформах, почти треть такую необходимость видит, а две трети и вовсе считают, что следует вернуться к лицензированию.

Саморегулирование и лицензирование: можно ли сравнить «короткое с фиолетовым»?

Как известно, лицензирование является административным механизмом для допуска к профессии. Саморегулирование же призвано отлаживать отношения между участниками рынка, представленными триадой «власть-производитель-потребитель». При этом СРО предполагает коллегиальную ответственность за деятельность каждого члена организации и снижение регуляторной роли государства.

Сравнивать эти два института — «все равно, что сравнивать короткое, скажем, с фиолетовым», — говорит Валерий Мозолевский (НП СРО «Сахалинстрой», гендиректор). По мнению этого заметного представителя российского стройкомплекса, в стране до сих пор нет понимания целей и задач института саморегулирования: отрасль получила инструмент, но пользоваться им пока не умеют.

Помимо разработки и утверждения единых стандартов осуществления производственной деятельности и стандартов качества конечного продукта, среди основных задач СРО — повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса, обеспечение сближения с регулирующими профессиональную деятельность международными системами, представление интересов членов объединения при взаимодействии с другими участниками рынка и с органами государственной власти.

Возможно ли полноценное выполнение представительских функций в нынешних реалиях, когда строительные фирмы, к примеру, с Сахалина легко вступают в СРО из Санкт-Петербурга?

Межрегиональные СРО, «за» и «против»

Валерий Мозолевский — убежденный сторонник региональной системы саморегулирования. В частности, как практик он уверен, что руководство санкт-петербургской СРО не может эффективно и регулярно взаимодействовать с мэром муниципального образования на Сахалине. В маленькой Австрии ассоциация строителей есть в каждой земле, в Японии — своя ассоциация в каждой префектуре: только так можно на данной конкретной территории реально взаимодействовать с властью, с потребителями и с надзорными органами.

В рамках субъектно-региональной системы строительных СРО в России было бы ровно 85 (по числу субъектов Федерации). По мнению поддерживающих такую систему специалистов, сегодняшняя «межрегионально-офшорная» система саморегулирования в строительстве ведет к коммерциализации СРО, засилью посредников и потоку недобросовестной рекламы.

Справедливости ради надо отметить, что сегодня СРО организованы исключительно по территориальному признаку в большинстве стран. Однако у межрегионального варианта тоже немало сторонников.

Вот так аргументирует свою позицию другой видный специалист отрасли Владимир Аверченко (Москва, советник заместителя мэра, ректор Института изучения проблем саморегулирования): «в современных политических условиях привязка СРО к территории… обернется новыми барьерами … и повысит уровень коррупции». Специалист, в частности, видит угрозу в желании местных функционеров заняться на местном рынке управлением процессом по допуску строительных фирм к «своим» объектам.

А президент НОСТРОЙ Николай Кутьин и вовсе считает подобную дискуссию необъективной, ссылаясь на мобильность строительных компаний: даже московская фирма может оказаться в тайге, если выиграет выгодный подряд. Хорошим примером участия строителей из разных регионов послужило, по его мнению, строительство олимпийских объектов в Сочи.

Впрочем, все специалисты сходятся во мнении, что саморегулирование в строительстве проходит переходный период, и сегодня отрасль ждет серьезных изменений — в том числе законодательных.

X Всероссийский съезд СРО строителей: в ожидании изменений

11 марта 2015 г. прошел X Всероссийский съезда строительных саморегулируемых организаций. Период между двумя последними съездами — менее полугода (IX съезд состоялся в ноябре 2014 г.) — и это тоже отражение состояния саморегулирования в строительстве.

По оценке Николая Кутьина, за этот короткий период многое удалось сделать. В частности, при участии специалистов Национального объединения был подготовлен и принят Федеральный закон №359-ФЗ, установивший право за Советом НОСТРОЙ рекомендовать Ростехнадзору недобросовестные СРО к исключению из реестра (а таких из 275-ти внесенных в реестр — не менее 20-ти).

Устранить этот «криминальный аспект» — одна из приоритетных задач сегодняшнего дня. Но, безусловно, не единственная. Остаются «больные» вопросы и по проведению закупочных аукционов, и по работе компенсационного фондов, нет единой позиции внутри сообщества даже по форме СРО (то есть, надо ли иметь отдельные организации для изыскателей, проектировщиков и строителей).

Но есть убежденность, что со временем обязательное саморегулирование в сфере строительства станет действительно эффективным инструментом и в России — конечно, при твердой уверенности, что государство не рассматривает СРО как временный этап.

Возможно, Вас также заинтересует:

Комментарии


Для того, чтобы оставить комментарий, Вам нужно войти на сайт
Быстрый заказ допуска
цена: 40 000 р
подробнее

Взнос в компенсационный фонд - 100000 рублей
Оформление допуска - Бесплатно
Членский взнос за месяц - от 4166 рублей
Страховка - от 9 500 рублей
Итого - По запросу

Взнос в компенсационный фонд - 50000 рублей
Оформление допуска - Бесплатно
Членский взнос за месяц - от 5000 рублей
Страховка - от 9 500 рублей
Итого - По запросу

Взнос в компенсационный фонд - 50000 рублей
Оформление допуска - Бесплатно
Членский взнос за месяц - от 5000 рублей
Страховка - от 9 500 рублей
Итого - По запросу

Взнос в компенсационный фонд - 0 р.
Оформление допуска - 0 р.
Членский взнос за месяц - 0 р.
Страховка - 0 р.
Итого - Рассчитывается индивидуально

Взнос в компенсационный фонд - 0 р.
Оформление допуска - 0 р.
Членский взнос за месяц - 0 р.
Страховка - 0 р.
Итого - Рассчитывается индивидуально
0
1
1
6
3
2
5
4
Расчет стоимости: точно, быстро, честно!
Незнание нюансов процедуры вступления может привести к ошибкам в самостоятельном расчете стоимости допуска. Пусть этим занимаются профессионалы, ведь вам нужен результат. Мы гарантируем, что он будет быстрым, прозрачным, надежным.